. «Мудрое решение проблемы «короткой уздечки язычка» - Публикации (СМИ) - Публикации - Каталог статей - Персональный сайт учителя-логопеда
Персональный сайт учителя - логопеда
Суббота, 23.11.2024, 07:30
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Публикации (СМИ) [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Публикации » Публикации (СМИ)

«Мудрое решение проблемы «короткой уздечки язычка»

«Мудрое решение проблемы «короткой уздечки языка»

             Очень часто родители обращаются к логопедам с таким вопросам: «Нужно ли подрезать           короткую уздечку языка и чем грозит врожденный дефект ребенку?».

Для начала рассмотрим, что такое «короткая уздечка языка» (подъязычная связка) и какие за этим скрываются серьезные проблемы?

Короткая уздечка языка у ребенка (анкилоглоссия) – малая врожденная аномалия челюстно-лицевой области, заключающаяся в укорочении связки, соединяющей язык с дном ротовой полости, и ограничении подвижности языка.  По данным многих источников, короткая уздечка языка у детей встречается, примерно, 1 случай на 1000 новорожденных. При этом у мальчиков данная патология выявляется в 3 раза чаще, чем у девочек. Данная аномалия может реализовываться в двух проблемах:

Первая проблема - это «сосание».  Трудности с грудным вскармливанием возникают у четверти детей с короткой уздечкой языка. В этом случае ребенок не может правильно обхватить грудь ртом, в следствии чего он становится беспокойный, быстро утомляется.   При этом за одно кормление ребенок высасывает объем молока, недостаточный для насыщения. Как следствие, - плохая прибавка массы тела, а в некоторых случаях возникает гипотрофия. В такой ситуации рядом, как правило, оказывается врач – педиатр, который и принимает решение «нужно ли подрезать уздечку малышу?»

   Вторая проблема может проявиться в более старшем возрасте, в период формирования звукопроизносительных возможностей ребенка. Короткая уздечка языка у ребенка препятствует правильной артикуляции звуков верхнего подъема: сонорных звуков ([р], ([р´], [л], [л´]), щипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) и других звуков верхней артикуляции ([т], [т'], [д], [д']). В логопедии данное состояние расценивается как механическая дислалия. При многочисленном нарушении звукопроизношения речь ребенка становится смазанной, неразборчивой и непонятной для окружающих.

   Родителей волнует вопрос – подрезать короткую уздечку или нет?    Логопеды единогласны в том, что лучше её растягивать, чем оперировать, мотивируя свое мнение тем, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её эластичность и подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться выполнять артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

   Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных артикуляционных упражнений. Сколько времени уйдет на ее нормализацию? Всё зависит от того на сколько она короткая.   Может потребоваться и достаточное количество времени (около 3 месяцев и более)    

   Упражнения необходимо выполнять систематически, перед зеркалом, с хорошим настроением, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения). Только тогда будет достигнут нужный эффект.

   Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка:

1) «Оближи блюдце». Предложите ребенку, как котенку вылизать блюдце. Можно тянуться языком за ложечкой

2) «Дотянись языком до подбородка»

3) «Дотянись языком до носа»

4) «Качели». Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.

5) «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

6) «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

7) «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка».

8) «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

9) «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
    Итак, если у ребенка короткая уздечка - это ещё не повод ее подрезать.  Мудрое решение проблемы «короткой уздечки языка» - регулярно растягивать ее специальными артикуляционными упражнениями.

   Помните, чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата. Чем старше ребенок, тем сложнее растянуть подъязычную уздечку, растягивание наиболее успешно до 5 лет. Внимание! Родители!

Перед тем, как начинать выполнять с ребенком рекомендуемые движения   по растягиванию подъязычной уздечки необходимо посетить логопеда, чтобы получить профессиональную практическую консультацию по выполнению упражнений!  Успехов Вам и Вашим детишкам.
 

Используемая литература:

1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Астрель, 2007.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

3. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля  Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000.

 4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2004

5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.

6. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.



Источник: http://FF
Категория: Публикации (СМИ) | Добавил: учитель-логопед (03.02.2016) | Автор: FGFG
Просмотров: 1004 | Теги: fg | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz